№5 2010

Другой

«Другой — это не я, тот, кто противостоит мне, находится по ту сторону меня, моих ценностей, моего мировоззрения. И вместе с тем Другой такой же, как я: он мыслит, чувствует, ходит…»

SUM

  • Тип системы: аудио
  • Состав: 2-полосный фронт + сабвуфер
  • Источник: Bewith Mirror Media MM-1
  • Процессор: Bewith Mirror Station AZ-1 Bianco Fuji
  • Усилители: Bewith Accurate A-110S
  • Акустика: Bewith Confidence C-130 Bianco Fuji, C-50 Bianco Fuji
  • Сабвуфер: Bewith Confidence C-180

Ничего себе… Я-то думал, что наконец, на радость литературному редактору, выбрал короткий и понятный даже младенцу заголовок. Но в таких случаях полезно проверять, кто таким же заголовком пользовался до тебя. Что нам показывает незаменимая Википедия? Роберта де Ниро, оживляющего младенцев? Это — потом, в низу страницы. А вначале — «Другой — центральная категория современной философии. Актуализация данного понятия связана с такими событиями, как антропологический и лингвистический поворот». Вот, значит, как… Центральная. Поворот. Значит — правильный заголовок, оставляю.

У нас время от времени (чем дальше, тем чаще, если заметили) появляются машины с нестандартными решениями аудиосистемы. То акустику какую-то безумную разыщут на аукционе, то ноутбук распихают по кусочкам за торпедо. Но у подобных выходок всегда есть предел. Где-то в тракте эксцентричные компоненты уступают место ожидаемым: в одной системе ноутбук соединяется с пятиканальником, и пошло-поехало: два на ВЧ, два на НЧ, сабвуфер — «двенашка». В другой — невиданная акустика в конечном счёте сыграла то, что ей дал «восемьдесят восьмой Пионер».

В этой системе, которую мы поджидали уже некоторое время, «актуализация понятий» не прерывается нигде. Ни один компонент не устроен и даже не установлен так, как мы привыкли. И это не каприз установщика, а неизбежное следствие выбранного для этой системы брэнда. Одно из изделий Bewith — акустика стартовой серии Reference, уже побывала в тесте журнала, теперь настал черёд полной системы, которая вся Другая. Хотя вроде бы мыслит, чувствует, ходит как все.

Инициатором и главным конструктором этого проекта стал Алексей Юдин, в штатном расписании Eclectic Audio отсутствующий. В данном случае студия выступила в непривычной роли, реализуя идеи, принесённые извне, а Алексей в нашей стране — главный по Bewith.

Началось всё… нет, не с головного устройства. С выбора машины, которая позволила бы реализовать возможности, заложенные в необычных компонентах. New Beetle в этом отношении показался чрезвычайно перспективным. Торпедо — «благодатное» (выражение Виталия Карева), потолок высокий и весь круглый, это помогает и с отражениями, и с вибрациями, в жёсткой куполообразной крыше они просто вязнут. Так что первый шаг сделан.

Шаг второй. Головное устройство установлено в штатное место, а штатное место намертво заделано шпатлёвкой. Нет, плохо объяснил, получилось как-то жестоко. Зашпатлёвано штатное место в машине, туда при желании можно было бы без большого труда поставить однодиновую «голову». А штатное место для головного устройства Bewith — кронштейн зеркала заднего вида, потому что и само устройство — зеркало. Так и называется — Media Mirror. Это действительно зеркало, медийные функции которого в выключенном состоянии проявляются наличием кард-ридера на правом торце, а во включённом — дисплеем, символы на котором возникают на левом краю зеркала. Куда диск вставлять? Это вы сами решите, я вам здесь не советчик.

Кард-ридер MM-1 рассчитан на довольно неожиданный формат — Compact Flash, карты памяти такого формата остались в ходу только у фотографов-профессионалов, у всех остальных в обороте SD, miniSD, а то и microSD. Почему так? Алексей объяснил за производителей, потому что до них далеко. Такой базовый формат позволяет при желании в одно движение перейти на другие — адаптеров CF/SD хоть пруд пруди. Вот обратно было бы труднее. Кстати, хорошо, что я заранее знал об этой особенности MM-1, в результате вовремя сделанного налёта на фотостудию журнала требуемый носитель был заряжен тестовыми треками.

Управляется MM-1 двумя способами. Или с пульта ДУ, или же через внешний адаптер — рулевыми кнопками по шине CAN. В New Beetle рулевых кнопок не было, поэтому здесь всё — с пульта. А что, собственно, «всё»? Ну вставили CF, с которой MM-1 берётся читать и компрессированные форматы и WAV, нас, естественно, интересует только второе. А дальше? Куда межблочник втыкать (эта проблема сегодня возникает чересчур регулярно)? Не в зеркало, конечно. От него в укромное место по выбору инсталлятора идёт «служебный» кабель, приходящий в выносной блок, где уже предусмотрены и выходы, и входы для внешних источников, и выход на CAN-интерфейс. Оказалось даже, что в выносном блоке (фирменное обозначение Smart Interface) есть элементы цифрового процессора, а именно — двухканальный блок временных задержек. И только, ни фильтров, ни эквалайзера, лишь задержки. Разъяснения вновь дал «главный по Бивисам»: это сделано в расчёте на базовую, минимальную схему установки с использованием компонентов Bewith, а она такова: зеркало с выносным блоком, два канала усиления и комплект акустики с пассивными кроссоверами. Сабвуфер в этой конфигурации даже не упоминается, это опция для сильно желающих, для остальных фронт Bewith сам всё отыграет. Таков смысл послания производителей.

В данном случае конфигурация была выбрана, скорее, максимальная, делать, так делать. С интерфейсного блока MM-1 взят не аналоговый, а цифровой сигнал и по оптике (разумеется) отправлен на Mirror Station — фирменный ЦАП и цифровой процессор, на этот раз — неукротимой мощи, с фильтрами, например, любого порядка. Как любого? А так. Вам сколько надо? 12? Не вопрос. 24 или 36 — тоже. Смелее, смелее… Нет, всё же недостаёт вам фантазии. По данным из описания, предел для AZ-1 — 300 дБ/окт. Никто не заставляет, конечно, просто если надо — пожалуйста. Управляется процессор с того же зеркала, да, собственно, больше и неоткуда.

Mirror Station после необходимых формальностей раздаёт ставший аналоговым сигнал на усилители, которых в системе с двухполосным фронтом и сабвуфером пять штук. Потому что каждый строго одноканальный и с единственной регулировкой — чувствительности. На снимках готовой системы их не видно, все усилители, сами по себе довольно миниатюрные (предвосхищая возможные спекуляции: усилители — не импульсные, а честные AB. По 100 Вт RMS на душу), закрывает отнюдь не миниатюрный корпус процессора AZ-1. Но на фото промежуточных этапов строительства видны все шесть полированных алюминиевых корпусов. Неучтённый корпус, по габаритам идентичный усилителям, принадлежит кондиционеру питания A-100A. В нём прыгающее и замутнённое помехами напряжение бортовой сети превращается в стабилизированное (от 12 до 15 В, по выбору пользователя) и очищенное от любых дурных примесей. От кондиционера и питаются все усилители. Два из них работают на пищалки, два — на мидбасы, пятый — на сабвуфер. Хоть что-то «как у людей»…

Ненадолго, однако. Фронтальная акустика — это пара 130-миллиметровых мидбасов, установленных в единственное рекомендованное изготовителем оформление. Фазоинверторы объёмом по 3 л на дверь, настроенные на 40 с небольшим герц с помощью Г-образного тоннеля диаметром 25 мм. Ящики мидбасов сделаны наборными из MDF, перед окончательной сборкой все острые углы внутри сглажены шпатлёвкой, после сборки весь ящик оклеен тканью на полиэфирной смоле и закреплён в двери вместо кармана обивки. Сама головка закреплена на пластине из 6-миллиметрового алюминия, вторая пластина, обтянутая алькантарой, обрамляет головку, в ней же сделан раструб тоннеля, устраняющий струйные шумы.

Уникальная особенность акустики Bewith, как вам должно быть известно, если вы читали тест в «АЗ» №3 за этот год (мне известно, я читал) — несимметричность диффузоров. Поэтому при установке надо осознанно выбирать угловое положение динамика в смысле поворота вокруг собственной оси. Опыты с этой машиной показали: наилучшие результаты достигаются, когда в сторону слушателя направлена длинная образующая диффузора, в данном случае она ориентирована под углом 45 градусов вверх и назад, на снимке это видно, если присмотреться.

Пищалки в стойки установлены с использованием предусмотренных изготовителем в качестве одной из опций литых металлических «капсул», к которым фланцы диффузорных твитеров крепятся титановыми винтами, тоже из комплекта. Здесь вращение головки в её посадочном месте ещё более драматическим образом влияет на характеристики звуковой сцены. Пищалки Алексей с Виталием покрутили от души, в итоге оказалось, что на низ распространяется то же правило: длинной стороной внутрь салона, при этом за счёт уменьшения отражений от боковых стёкол заметно улучшилась фокусировка, а ширина сцены уменьшилась незначительно. При установке пищалок Bewith приходится выбирать и ещё один «инсталляционный параметр»: литая защитная решётка выполняет и свою долю акустических функций, её треугольный в сечении обод тоже сделан несимметричным, с одного края выше, чем с противоположного. И при монтаже обод тоже надо ставить не как попало, Алексей с Виталием пробовали, влияет.

Сабвуфер… ну вот, опять «находится по ту сторону меня». Приемлемым калибром для сабвуфера Bewith считает 180 мм. И всё… Хотя, если подумать, сабвуфер в системе, где фронтальные ФИ настроены на 40 Гц — не совершенно незаменимая деталь. Тем не менее для полноты картины испытаний его сделали и установили. Объём ящика — 27 л, а тоннель диаметром 40 мм и длиной 250 настраивает его на… 24 Гц. (Второй порт, заметный на фото — декоративный, для симметрии, в полость сабвуфера он не выходит.) Ну если фронт на 40, то сабвуферу такая частота настройки даже к лицу. Если смириться с тем, что Другой — по ту сторону привычного мировоззрения…


Ящики мидбасов в дверях


Гнездо магнитолы в центральной консоли замуровали, чтобы неповадно было

В стойки заделаны литые капсулы для диффузорных пищалок

Из первого опыта установки: длинная сторона диффузора — на слушателя, низкая часть обода — тоже

В машинах без рулевых кнопок единственное средство управления — пульт

В левой части ожившего зеркала появляется информационный дисплей. Остальная поверхность по-прежнему остаётся просто зеркалом

Кард-ридер MM-1 рассчитан на формат CF. И не случайно

Карман в нижней части двери уступил место корпусу-фазоинвертору мидбаса

RTA

В пресетах системы был предусмотрен и режим полного отключения сабвуфера. Начали мы, однако, со штатного режима. Интересная АЧХ, согласитесь. На всём протяжении от 40 Гц и до самого верха она остаётся в пределах узкого коридора, если не считать отдельных небольших и по ширине, и по глубине неравномерностей. При этом две особенности обращают на себя внимание: типичный для автомобильных систем басовый подъём начинается только ниже 40 Гц, а ещё — АЧХ на верхних частотах не показывает ни малейших признаков спада, уходя в область зазвуковых частот непобеждённой. Это — особенность пищалок, она уже была продемонстрирована в лабораторных условиях и теперь нашла подтверждение в полевых.

Отключение сабвуфера, как и следовало ожидать, затронуло лишь составляющие ниже 40 Гц, где, как и положено фазоинвертору, звуковое давление падает быстрее, чем его увеличивает передаточная функция салона. Но если вспомнить, что всё это — результат работы пары 130-миллиметровых динамиков, становится ясно: они — какие-то Другие…

Реально тоннель фазоинвертора один. Второй никуда не ведёт, он — для зрительной гармонии

Лишь до монтажа процессора можно увидеть все шесть корпусов пяти усилителей

Теперь всё: процессор встал на рельсы

Ну вот видите: корпус сабвуфера на самом деле даже не доходит до второго порта

SQ

Прав Лысенко, участвовавший в студийном прослушивании аналогичной акустики этой же фирмы. Звуковой сцены лучше, чем рисует Bewith, я что-то навскидку не припомню. Но это не главное. Bewith, действительно, владеет магией создания звуковых образов в воздухе, на предписанных им местах, но это лишь малая и наиболее легко формализуемая часть картины. Здесь мы имеем дело с другим уровнем работы. Система в машине проникала в содержание воспроизводимого материала значительно глубже акустической оболочки. Музыка с интеллектуальным наполнением не звучала, а жила в машине своей уникальной жизнью, грубые, зажатые при сведении записи «пузочёсов» выдавали свою ущербность с головой. Если вернуться всё же к формальным критериям, то обращает на себя внимание непривычная воздушность, даже полётность тембрального рисунка, при любой насыщенности звуковой картины мелкие детали не теряются под тяжестью крупных звуковых планов, а бас идеально выводит рельеф, не пытаясь произвести впечатление геологической катастрофы.

Оригинальный источник статьи Журнал АвтоЗвук №5 2010